Памятка по проверке состояния работы ШБ.



Памятка по проверке состояния работы школьной библиотеки
Организация деятельности школьной библиотеки
Необходимым условием развития библиотечной деятельности в настоящем и будущем является способность библиотекаря к стратегическому управлению, предполагающему умение смоделировать ситуацию, почувствовать необходимость изменений, разработать их стратегию, использовать надежные методы и воплотить эту стратегию в жизнь.
И.М.Суслова
Документы, регламентирующие работу библиотеки общеобразовательного учреждения РФ
Международные
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.).
2. Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959 г.).
3. Конвенция ООН о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН, 1989 г.).
4. Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек (2000 г.).
Федеральные
5. Конституция РФ (1993 г.).
6. Закон РФ «Об образовании» (от 10.07.1992 г. за № 3266-1 с позднейшими изменениями и дополнениями).
7. Федеральный закон «О библиотечном деле» (21.07.1994 г.).
8. Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «Примерное положение о библиотеке образовательного учреждения» 23.03.2004 г. за № 14-51-70/13).
9. Инструкция об учете библиотечного фонда (приложение 1 к приказу МО РФ № 2488 от 24.08.2000 г.).
10. Библиотека общеобразовательного учреждения : сборник регламентирующих документов (М., 2001):
  • Письмо государственного комитета РФ по статистике «Об индексах изменения стоимости основных фондов» (с. 19).
  • Письмо Министерства культуры РФ «Временные рекомендации о переоценке библиотечных фондов» (с. 19).
  • Приказ Министерства просвещения СССР «О внедрении советской Библиотечно-библиографической классификации в практику работы библиотек системы Министерства просвещения СССР» (с. 20).
  • Приказ Министра просвещения СССР «Инструкция о создании и обновлении библиотечных фондов учебников, порядке их использования и мерах, обеспечивающих сохранность литературы» (с. 40).
  • Письмо государственного комитета СССР по народному образованию «О порядке возмещения ущерба за утерянный учебник» (с. 41).
  • Письмо Министра просвещения РСФСР «О порядке списания учебников» (с. 42).
  • Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «Рекомендации по составлению примерных правил пользования библиотекой общеобразовательного учреждения» (с. 42).
  • Инструктивное письмо об использовании в работе «Межотраслевых норм на работы, выполняемые в библиотеках» (с. 45).
  • Письмо Министерства образования РФ «О создании медиацентров образовательных учреждений» (с. 45).
  • Положение о школьной медиатеке (с. 46).
Региональные
11. Конституция РС (Я) (1994 г.)
12. Закон РС (Я) о правах ребенка (1994 г.)
13. Закон РС (Я) «О библиотечном деле» от 21.07.1994 г.
14. Закон РС (Я) «Об учебниках и учебных пособиях для учреждений дошкольных, общего среднего и начального профессионального образования» за № 99-П от 08.06.1999 г.
Локальные
15. Устав общеобразовательной школы и правила внутреннего распорядка.
16. Должностная инструкция работника библиотеки.
17. Договор о полной материальной ответственности.
18. Приказ директора школы о сохранности учебного (книжного) фонда.
19. Правила пользования школьной библиотекой.
20. Паспорт библиотеки по состоянию на год проверки.
21. План работы ШБ на учебный год.
22. Ежемесячный план работы ШБ на учебный год.
23. Перспективный план развития кабинета (библиотеки) на пять лет.
24. Концепция развития кабинета на пять лет.
25. Инструкция по технике безопасности в ШБ.
26. Инструкция по пожарной безопасности в ШБ.
Примечание: локальные документы должны быть утверждены директором школы (подпись, печать).
Школьная библиотека является структурным подразделением образовательного учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами. Руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и исполнительных органов субъектов РФ, решениями соответствующего органа управления образованием, уставом общеобразовательного учреждения, положением о библиотеке (набор регламентирующих документов см. в Приложении 1).
Деятельность библиотеки осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами образовательного учреждения, программами, проектами и планом работы библиотеки.
Повседневно взаимодействуя с учащимися, административно-педагогическим коллективом, родителями, библиотека выполняет следующие функции:
образовательную – поддерживает и обеспечивает образовательные цели, сформулированные в концепции школы, осуществляет свою деятельность в соответствии с основными направлениями развития образования в школе;
информационную – предоставляет возможность использования информации вне зависимости от ее вида, формата, носителя;
культурную – организовывает мероприятия, формирующие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся.
Цели библиотеки соотносятся с целями общеобразовательного учреждения: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Основные задачи библиотеки
  • Обеспечение участникам учебно-воспитательного процесса доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях.
  • Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя.
  • Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала.
  • Совершенствование и освоение новых библиотечных технологий.
  • Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг.
  • Выявление информационных потребностей и удовлетворение образовательных и индивидуальных потребностей пользователей библиотеки.
  • • Формирование комфортной библиотечной среды.
Основные направления работы
  • Планирование и отчетность. Выполнение средних показателей.
  • Организация книжного фонда. Учет. Сохранность.
  • Комплектование.
  • Справочно-библиографическая работа.
  • Библиотечно-информационное обслуживание. Массовая работа.
  • Повышение квалификации. Самообразование. Участие в профессиональных мероприятиях. Взаимодействие с другими библиотеками, организациями.
Основные контрольные показатели работы
  • Книжный фонд, учебный фонд (количественный и качественный состав).
  • Массовая работа (количество и охват).
  • Библиотечные уроки (количество и охват).
  • Библиотечное обслуживание (процент охвата);
  • Книговыдача.
  • Читаемость.
  • Посещаемость.
  • Обращаемость фонда.
  • Книгообеспеченность.
ЭТАПЫ ПРОВЕРКИ
Характеристика библиотеки
1.     Сведения о работнике (работниках): Ф.И.О., образование, стаж библиотечной работы, уровень профессиональной деятельности (УПД)1, год аттестации, награды, звание.
2.     Помещение: площадь, этаж, освещенность, температурный режим.
3.     Оборудование: мебель, технические средства (указать состав и количество).
4.     Оформление фонда: указатели, разделители (внутриполочные, тематические, алфавитные), наглядность, плакаты; эстетика оформления.
5.     Режим работы: наличие расписания работы (указаны часы работы, методический день, санитарный день).
6.     Библиотечные услуги: предоставление доступа к информационным ресурсам, предоставление информации, обслуживание на абонементе, в читальной зоне, другие (указать – какие).
Планирование. Отчетность.
Выполнение средних показателей работы
1. Наличие годового плана работы (за три учебных года):
  • утверждение директором школы;
  • указание функций, задач, направлений работы;
  • соответствие плана работы библиотеки учебно-воспитательному плану школы, УО (УУО), МО РС (Я);
  • распределение работы по направлениям;
  • распределение содержания работы с указанием: названия (темы) мероприятия, формы проведения, контингента (возраста), срока (даты), ответственного;
  • учет литературных, памятных и знаменательных дат, традиционных праздников.
2. Наличие статистического отчета (за три учебных года):
  • утверждение директором школы или заведующей библиотекой;
  • наличие в отчете следующих таблиц (разделов): характеристика библиотеки, количество книжного фонда всего и по отраслям, книговыдача по отраслям, массовая работа, справочно-библиографическая работа, количество учащихся и читателей по классам, основные контрольные показатели;
  • своевременность сдачи отчета в УО.
3. Выполнение средних показателей работы:
  • количество учащихся;
  • количество читателей;
  • процент охвата библиотечным обслуживанием;
  • количество посещений;
  • книговыдача;
  • посещаемость;
  • читаемость;
  • обращаемость книжного фонда.
Организация книжного фонда. Учет. Сохранность
1.     Ведение учетной документации в соответствии с ГОСТами.
2.     Своевременность суммарного и индивидуального учета поступлений и выбытия из фонда.
3.     Ведение картотеки учебников или инвентарной книги учебного фонда.
4.     Своевременность проверки книжного фонда, выявление устаревших, ветхих, непрофильных, утерянных книг.
5.     Движение фонда: включение, исключение, перемещение. Акты по определенной форме, утвержденные директором.
6.     Техническая обработка: печать и инвентарный номер на 1-й и 17-1 страницах; шифр и индекс ББК в левом верхнем углу обложки (переплета); по возможности – книжные формуляры в кармашке.
7.     Классификация и расстановка художественного и отраслевого фонда по ББК в алфавитно-систематическом порядке, по отделам, по возрастам.
8.     Обеспечение сохранности фонда: контроль за выносом книг, работа с задолжниками, замена утерянных книг.
9.     Индивидуальные и групповые беседы по сохранности книг и пользованию библиотекой.
10. Организация, количественный и качественный состав фонда читального зала (зоны).
11. Разработка и изготовление плакатов, рекомендаций, памяток, закладок, раздаточных и наглядных материалов, и т.д.
12. Режим хранения и физической сохранности книжного фонда.
13. Размещение и хранение учебников (в отдельном помещении).
14. Проведение санитарного дня (санитарная обработка помещения и фонда), наличие санитарного инвентаря.
15. Проведение смотров состояния учебников, ремонт учебников.
Комплектование
1.     Количество книжного фонда (всего и по отраслям).
2.     Соответствие книжного фонда современной образовательной программе.
3.     Учет разновозрастного состава пользователей библиотеки, индивидуального спроса, информационных и образовательных потребностей школьников, учителей и родителей.
4.     Изучение спроса пользователей библиотеки.
5.     Сведения о периодических изданиях (количество наименований и адресат, учет, подшивка, хранение).
6.     Сведения о документах на нетрадиционных носителях (магнитных, цифровых, коммуникативных; количество, основная тематика, размещение, хранение, учет и выдача).
7.     Оснащение библиотечной техникой (читательские формуляры, вкладыши, дневник работы, инвентарные книги, книжные формуляры и т.д.).
8.     Источники комплектования (централизованно (УО, МО РС(Я)), читательский дар, книгообмен, спонсорская помощь, фандрайзинг).
Справочно-библиографическая работа
1.     Соответствие справочно-библиографического аппарата современным требованиям, спросу пользователей, образовательно-воспитательной программе.
2.     Фонд справочной литературы (состав, количество, размещение, пополнение, сохранность).
3.     Услуги МБА, внутрисистемный книгообмен.
4.     Перевод фонда на ББК, процент перевода.
5.     Наличие алфавитного и систематического каталогов на традиционных носителях: количество каталожных карточек, ежегодное пополнение (количество), обновление, редактирование каталогов.
6.     Наличие каталогов на электронном носителе (если есть компьютер и установлена АИБС МАРК-SQL).
7.     Наличие других электронных баз данных (если есть компьютер и установлена АИБС МАРК-SQL).
8.     Наличие картотеки периодических статей (какие разделы).
9.     Наличие картотеки цитат, высказываний мыслителей (какие разделы).
10. Наличие папок-накопителей: названия (темы), периодичность их пополнения и обновления.
11. Наличие рекомендательных списков литературы: названия или темы, их обновление.
12. Проведение дня (недели) информации: количество мероприятий, охват, тематика.
13. Проведение обзоров, выставок; выпуск бюллетеней, оформление стендов; их тематика.
14. Проведение библиотечных уроков: контингент, темы, количество, охват.
15. Выполнение библиографических справок; ведение тетради «Учета библиографических справок» по форме: дата, тема запроса, цель, фамилия ученика, класс, источник выполнения справки (автор, заглавие, год, страница).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Что нового