четверг, 26 мая 2016 г.

Пример. Анализ работы библиотеки МБОУ _______ № _____ за 20___–20___ учебный год



Анализ работы библиотеки МБОУ _______ № _____
за 20___–20___ учебный год
В 20___–20___ учебном году перед библиотекой стояли следующие задачи:
– обеспечение участникам образовательного процесса качественным обслуживанием;
– формирование у учащихся навыков независимого библиотечного пользователя, культуры чтения и эстетического вкуса;
– совершенствование традиционных технологий обслуживания пользователей.

Организация библиотечных фондов
Полноценная деятельность библиотеки невозможна без грамотной  организации фондов.
В этом учебном году большое внимание было уделено оформлению основного фонда. Заменены полочные разделители всех отделов, кроме художественной литературы, которые планируется заменить в течение летнего периода. Красиво оформленный фонд оказывает положительное влияние на востребованность книг, учащиеся стремятся самостоятельно выбирать книги.
Как и в прошлом году, делалось все, чтобы читатели имели возможность познакомиться с основным фондом. Для этого наиболее яркие и значимые книги выставлялись  в открытом доступе  в соответствии с читательскими интересами и потребностями. Тем самым частично решалась задача по качественному обслуживанию читателей и формированию у них  культуры чтения.
В прошедшем учебном году продолжалась работа по сохранности фонда и возмещению ущерба, причиненного книгам. Проводились беседы с учащимися о бережном отношении к книгам  Для учащихся начальной школы проводились библиотечные уроки «Правила обращения с книгой» и практические занятия по ремонту книг  из основного фонда.
Проводилась работа по отбору и списанию ветхой литературы, было списано 906 экз. литературы на 17 123 р. 08 к. В связи с тем что за 2 года поступило всего 34 экз. литературы на сумму 3 544 р., 54 к., это отрицательно сказалось на качестве основного фонда. Учащиеся с неохотой пользуются устаревшей и ветхой литературой. Данная ситуация влияет и на показатели.
Движение фонда
2010–2011 уч. год
2011–2012 уч. год.
Поступило
34 экз.
0 экз.
Выбыло
31 экз.
906 экз.
Состоит к концу уч. года.
9325 экз.
8416 экз.
Движение основного фонда
Недостатком своей работы считаю тот факт, что до настоящего времени не была подсчитана реальная сумма основного фонда. Это планируется завершить в следующем учебном году.
В сравнении с основным фондом учебный фонд из года в год обновляется и пополняется.
Движение фонда
2010–2011 уч. год
2011–2012 уч. год
Поступило
905 экз.
(131 886,37 руб.)
627 экз.
(102 056 руб. 00 коп.)
Выбыло
0
3093 экз.
(201 502 руб. 40 коп.)
Состоит к концу уч. года.
8014 экз.
5534 экз.
Движение учебного фонда
В этом году проведена большая работа по списанию ветхих учебников и учебников, вышедших из федерального перечня. В соответствии с этим количество учебников сократилось на 2480 экз. и на май 2012 г. количество учебников составило 5534 экземпляров.
Так же была подсчитана сумма фонда учебной литературы, которая составила 561 822 р. 05 к.
За 2 года было получено значительное количество учебной литературы, большая часть которой пошла на обновление фонда, поэтому обеспеченность увеличилась незначительно.



Процентная обеспеченность по звеньям
Учебный год
1–4 кл.
5–9 кл.
10–11 кл.
Итого
2009–2010 уч. год
88,3 %
74,0 %
65,5 %
75,9 %
2010–2011 уч. год
88,5 %
69,8 %
73,7 %
77,3 %
Из диаграммы видно, что обеспеченность учебниками по начальной школе и старшего звена 10–11 классов выросла. Количество купленных учебников с 5 по 9 классы возросло в связи с введением предмета «Обществознание» в 6–7 классах и заменой линии учебников по английскому языку. При заказе на следующий учебный год необходимо обратить внимание на приобретение данных учебников.
Учебная литература в этом году выдавалась каждому ученику на читательский формуляр, кроме учащихся 1–4 классов. В конце года возврат учебников осуществлялся по сводной ведомости, которая была составлена и выдана каждому классному руководителю.
Такой способ выдачи учебников понравился и ученикам и педколлективу. Данная практика будет продолжена и в следующем учебном году.
До сих пор остается острым вопрос о сохранности учебного фонда. В классах, где проводились рейды по проверке учебников (1, 2, 6, 11 классы), были выявлены факты отсутствия обложек у учебников, пометки, сделанные карандашом и чернилами. В следующем учебном году планируется усилить работу в этом направлении и привлечь к рейдам библиотечный актив учащихся.
Работа с читателями
Учебный
год
Кол-
во
читателей
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Учителя
Про-
чие
Число
посе-
щений
2010–
2011
592
72
1124
304
319
260
379
267
297
447
365
298
155
32
3784
2011–
2012
605
210
210
536
188
335
422
238
280
481
324
310
141
14
3706


Число посещение
Из диаграммы хорошо видно, что число посещений учащимися 1, 3, 5, 6, 9 классов выросло. Снизилась посещаемость учащимися 2, 4, 7, 10 классов и учителей. Стабильной остается посещаемость учащимися 8 и 11 классов.  На этом фоне посещаемость 2 класса в прошлом году составила 1124. Это связано с заинтересованностью  классного руководителя  (Ф. И. О.) в привлечении к чтению своих учеников. В этом году посещаемость её класса снизилась, но все равно остается на высоком уровне.
Несмотря на то, что количество читателей в этом году увеличилось на 13 человек, общее число посещений  снизилось на 78 единиц. Учащиеся первых классов плохо посещают библиотеку, т. к. запись их осуществляется во втором полугодии после обучения их чтению. Также снижение обусловлено проводимыми ремонтными работами в мае месяце по замене полового покрытия коридора второго этажа, ведущего в библиотеку, что вызвало большие затруднения в работе библиотеки.
На следующий  год необходимо обратить внимание на посещение учащихся будущих 2, 3, 5, 8 и 11 классов.
Книговыдача
Учебный
год
Всего
выдано
2
3, 4, 5
6
74
84
1–2
Учебники
2010–2011
7042
88
39
704
13
1836
479
3883
2011–2012
6951
57
32
564
9
1396
149
4744
На диаграмме видно, что книговыдача выросла только по учебному фонду, по остальным разделам она снизилась. Основными причинами таких показателей я считаю: отсутствие обновляемости основного фонда, слабая реклама документов фонда, отсутствие рекомендательных списков дополнительной литературы по основным учебным предметам и определенным темам, несвоевременный ремонт полового покрытия, полностью перекрывший доступ к библиотеке. В следующем учебном году необходимо усилить работу в этом направлении.
Показатели
(без учета учебников)
2010–2011
2011–2012
Норма
Книгообеспеченность
24
13,9
8–10
Посещаемость
11
6,1
18
Обращаемость
0,34
0,83
3–1,4
Читаемость
8
11,5
17–22
Из таблицы видно, что книгообеспеченность по сравнению с прошлым годом снизилась, но все равно превышает норму. Это говорит о том, что работа по списанию фонда и освобождению его от устаревшей и непрофильной литературы и излишней экземплярности на основе изучения его состава ведется в правильном направлении.
В связи со списанием фонда обращаемость его выросла с 0,34 до 0,83, но все равно ниже нормы. То есть фонд мало востребован и требует  дальнейшего изучения и списания.
Посещаемость снизилась в три раза почти ниже нормы. Показатель посещаемости отражается на читаемости. В данном случае он тоже ниже нормы в 1,5 раза. Тут необходима хорошая работа по привлечению учащихся в библиотеку и рекламе книг.
Массовая работа
Задача обеспечения участников образовательного процесса качественным обслуживанием решалась в основном в процессе проведения массовых мероприятий. Количество массовых мероприятий сократилось незначительно, что можно сказать и об охвате учащихся данным видом работы. Значительно выросли показатели охвата учащихся массовыми мероприятиями 2–4, 9–11 классов, чего не скажешь о 1, 5–8 классах. В следующем учебном году необходимо активнее привлекать к участию данные классы в массовых мероприятиях.



Учебный
год
Всего
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
2010–2011
978
175
103
90
98
107
71
88
123
0
0
0
2011–2012
962
84
168
188
178
90
42
46
72
44
25
25
Формы проводимых массовых мероприятий разнообразны.
Формы мероприятий
Кол-во мероприятий
2010–2011
уч. год
2011–2012
уч. год
1. Выставки
10
6
2. Беседы
3
3
3. Обзоры
3
5
4. Библиотечные уроки
11
17
5. Громкое чтение
2
2
6. Комплексные мероприятия
3
7
Охват учащихся массовым обслуживанием в процентном соотношении от общего числа читателей библиотеки
175 %
174 %
Обслуживание читателей осуществлялось в соответствии с графиком работы библиотеки.
Решая вторую задачу, проводились индивидуальные беседы по привлечению детей к чтению и воспитанию информационной культуры, в библиотеку были записаны учащиеся первых классов и поступившие ученики из других школ. Проводились рекомендательные беседы и беседы о прочитанном в индивидуальном порядке, библиотечные уроки по информационной культуре и привлечение учащихся к чтению.
В этом году количество, проводимых комплексных мероприятий увеличилось в 2 раза. В рамках историко-патриотического воспитания были проведено большое количество мероприятий, из которых можно отметить литературно-историческую игру в 6 классе «Крупное сражение российского Средневековья», посвященное 630-летию Куликовской битвы совместно с классным руководителем этого класса; «Многоликая персона»: бенефис, посвященный русской матрешке, для 4–5 классов; ряд мероприятий, посвященных 50-летию полета Ю. А. Гагарина в космос.
По воспитанию у учащихся нравственности и эстетического вкуса проведены уроки творческого чтения, ярким примером которых является урок-диалог «Что значит быть счастливым?», посвященный 140-летию  И. А. Бунина для 9 классов.
Если говорить об информационной работе, то можно отметить организацию выставки «Новые книги», на которой можно было познакомиться с подаренными библиотеке новыми изданиями для учащихся, выставка «Любителям чтения», литературная игра «Страна Литературия» для 3 классов, библиотечный урок «Структура книги» для 2 классов и др. «Посвящение в читатели» учащихся 1 классов, на котором было рассказано о назначении школьной библиотеки, ее отделах, правилах пользования и обращения с книгами. На библиотечных уроках использовались красочные презентации и видеофильмы, что повышало интерес учащихся. Надо отметить, что после каждого мероприятия, на котором проводился обзор литературы по данной теме, повышалась посещаемость учащимися библиотеки.
Работа с родителями
В этом году недостаточно внимания уделялось работе с родителями. В основном проводилась информирование родителей через классных руководителей посредством составления списков необходимой учебной литературы и бесед с ними о проблемах сохранности фондов. В следующем году необходимо уделить данному виду работы больше внимание.
Взаимодействие с другими библиотеками
В течение года активно сотрудничала с другими библиотеками. Для проведения мероприятия, посвященного 100-летию Л. Гераскиной, была получена консультация от работника детской библиотеки «Аз-Буки» (Ф. И. О.). Кроме того с целью проведения «Праздника Букваря» было организовано посещение первыми классами библиотеки «Аз-Буки».
В начале учебного года от МБОУ ______ № ____ были получены недостающие учебники в количестве 82 экз. Для МБОУ ______ № _____ была предоставлена учебная литература согласно их требованиям в количестве 28 экз.
Повышение квалификации
В течение года регулярно посещала городское методическое объединение школьных библиотекарей, в рамках которого происходил полезный обмен опытом и повышение уровня знаний в области библиотечного дела. В своей работе использовала опыт других библиотекарей, например, разработки «О доброте» по произведению А. Л. Барто «Вовка – добрая душа» (___________________), «Четвероногие санитары» по рассказу И. Эренбурга «Каштанка» (__________________) и др.
В октябре 2011 на ГМО мною был проведен мастер-класс по теме «Уроки классики – уроки жизни» по произведению И. А. Бунина «Молодость и старость». В апреле выступала с докладом «Внутрибиблиотечный имидж» на семинаре «Имидж в библиотечной профессии», который проходил в ______________________.
Задачи, поставленные в начале года, считаю выполненными. Работа проведена большая, но не всегда соответствовала плану, составленному в начале учебного года. По сравнению с прошлым годом больше внимания уделялось работе с учащимися среднего звена. Недостаточной остается работа с учащимися старших классов в связи с их загруженностью и подготовкой к итоговой аттестации. Мало уделялось внимания группе продленного дня. Формы работы были не столь разнообразны, как этого хотелось бы. Эти недочеты будут устранятся в следующем году.
В целом работу школьной библиотеки МБОУ __________ № _____ считаю удовлетворительной с учетом указанных выше недостатков.
В связи с этим основными направлениями работы на следующий год будут:
– привлечение учащихся к участию в массовых мероприятиях (9, 10, 11 классов);
– реклама библиотеки и её услуг;
– сохранность учебного и основного фондов;
– обновление и пополнение основного фонда.
Помимо этих направлений необходимо решить следующие задачи:
– освоение нетрадиционных форм работы библиотеки;
– развитие у учащихся основ информационной культуры (проведение олимпиады по информационной культуре школьников).

Библиотекарь МБОУ ________№ ____      ______________


Материал взят с диска "Справочник школьного библиотекаря", 2014 г.




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Что нового