среда, 23 мая 2018 г.

Конкурсная работа Харлампьевой Айталины Анатольевны педагога-библиотекаря МБОУ «ВНОШ №1»


Работа в номинации «Не зная края своего, всего ты мира не узнаешь!»  Программа кружка по краеведению
для начальных классов


Содержание
Введение…………………………………………………………………...2
I. Программа кружка по краеведению «Мой родной край»………….....4
II.ДОО «Юный вилюйчанин»……………………………….………..….12
Заключение…………………………………………………………….….14
Использованная литература……………………………………….……..16
Введение
                Краеведческий музей — музей, объектом деятельности которого является документация и презентация исторического, природного и культурного развития определённого населённого пункта или географического региона. Основными фондами такого музея являются связанные с историей этого региона экспонаты, в числе которых могут быть, например, археологические находки;произведения искусства или ремесла; документы и изобразительные материалы, фиксирующие исторические события, происходившие в этой местности; предметы быта; мемориальные предметы, связанные со знаменитыми земляками; материалы, отражающие экономическое и техническое развитие края, и т. д.

               Помимо хранения и экспозиции исторических фондов, краеведческие музеи также ведут научно-исследовательскую работу по изучению истории своего региона, включающую многолетние наблюдения за природно-историческими объектами, экспедиции и археологические раскопки, а также публикацию рукописей по результатам исследований в научных изданиях.
               Краеведческие музеи являются неотъемлемой частью деятельности научного или любительского краеведения и существуют сегодня во многих странах мира. В России краеведческие музеи — один из наиболее распространённых видов музея, всего их по стране насчитывается свыше 800. При этом во многих случаях краеведческий музей представляет собой центр культурной жизни своего населённого пункта, его главную достопримечательность, особенно если музей располагается в исторически значимом или тематически для этой цели подходящем здании.
               Музеи, специализирующиеся на местной истории, появились в России во второй половине XIX века, еще до появления краеведения как научной дисциплины. Сам термин «краеведческий музей» получил в России распространение в начале XX века, а в массовом порядке такие музеи стали появляться в первые годы и десятилетия после Октябрьской революции, причём многие из советских краеведческих музеев обязаны своим появлением местным энтузиастам, прилагавшим усилия по сохранению предметов исторической ценности, оставшихся, в том числе, от разрушенных храмов, разграбленных усадеб и частных коллекций. На рубеже XIX и XX веков краеведческие музеи основывались в большом количестве не только в России, но и в ряде европейских стран, в том числе в Германии и во Франции.
             
               В школьном краеведении главная роль в изучении принадлежит учащимся под руководством учителя. Изучением края может заниматься и местное население, а также туристы. Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством преподавателя.
               Школьное краеведение отличается от общественных тем, что оно осуществляется только учащимися и развивается в соответствии с учебными и воспитательными задачами школы. Одно из условий школьного краеведения — руководящее участие в нем учителя. Исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей, он определяет объекты для исследования, виды и методы работы, организует на изучение края учащихся и руководит их работой. Поэтому успешные результаты школьного краеведения во многом зависят от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников. Учитель должен хорошо знать край, систематически его изучать и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Самому учителю краеведение также приносит большую пользу. Занимаясь краеведческой работой с детьми, он обогащается знаниями, улучшается и его педагогическое мастерство; он знакомится ближе с населением, с родителями своих учеников, изучает работу местных организаций и предприятий. Краеведение для учителя—верный путь к научной исследовательской деятельности.
В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.
Программа кружка по краеведению «Мой родной край»
Многое связывает человека с местами, где он родился, вырос, живущими в нем людьми, его окружающий мир, природа все, что приходит через сознание: все это составная часть нашей жизни. Родным краем мы называем и населенный пункт и его природу, республику, и всю страну. В последнее время возрос большой интерес к изучению родного края или краеведческая работа. Краеведческая работа в образовательном процессе играет существенную роль в идейно-политическом, трудовом, нравственно-эстетическом воспитании школьника, воспитание чувства патриотизма у учащихся, обогащает знания о родном крае, формировании гражданственного понятия. Исходя, из этого вытекает главная идея программы. Начиная со 2 класса, дети на уроках, классных часах изучают историю города, улуса, его окружающую среду, что помогает понять неразрывную связь единства города, улуса, с историей жизни страны, приобщиться к ней. Каждому человеку, каждой семье признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.  Узнавая в истории города, улуса яркие примеры, свидетельствующие о братских связях разных народов, развивается интернациональное воспитание.
Изучение истории города, улуса призвано сыграть определенную роль в формировании, у учащихся научного понятия в единстве системы природа-человек-общество. Показать какая существует связь хозяйственной, общественной деятельности с природой. С развитием общества развивается и история к подрастающему поколению обязательно нужно знать прошлое и настоящее родного края.
·        Актуальность программы
Данная программа рассчитана для учебной работы со 2  по 4 классы. Вся деятельность программы направлена на выполнение задач образования и идейно-политического воспитания.
От необдуманного освоения богатства природы, с ухудшением экологии произошел упадок, и исчезла материальная и духовная культура народа. Данная программа является учебной и рассчитана на то, что основное содержание построено в соответствии с учебным планом.
Изучение истории города, улуса -это один из основных путей сближения школы с жизнью, с практикой, способ постановки научной работы по местной проблематике, чтоб материал, даваемый на уроке был не только средством, но и целью, чтоб он развивал любознательность, мировоззрение школьников и стал бы предметом научного и познавательного интереса. В зависимости от содержания программы формы работы, от местных условий учитель намечает виды, методы и исследования работы.
Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.
Цель программы:
·        -всестороннее изучение родного края с тем,  чтобы расширять общеобразовательный кругозор обучающихся;
·        - формировать представление об историческом прошлом родного края;
·        - формировать ценностные ориентации и убеждения;
·        -способствовать осознанному пониманию ими окружающей действительности, своего места и роли в жизни общества;
·        - воспитывать любовь и интерес к родному краю, к самостоятельному поиску, т.е. обеспечить условия для формирования личности школьника как гражданина;
·        - воспитание патриотизма;
·        - формирование  представлений о том, что локальная история – это органическая часть всей отечественной истории.
Задачи программы:
o   Воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко
·        всему окружающему.
o   Формирование важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, а также гражданской активности и социально значимых качеств.
o   Осознание проблемы окружающего школьника микромира.  
o   Воспитание у обучающихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.
o   Развитие устной коммуникативной способности учащихся:
o   Формирование умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности:
Основные источники краеведческой информации:
§  периодическая печать (газеты, журналы,  статьи, очерки);
§  художественная литература;
§  архивные фонды;
§  фонды музеев;
§  материалы статистики;
§  устные свидетельства старожилов.
Направление программы:
o   -познавательная;
o   - исследовательская;
o   -профориентационная;
Методика работы:
·        1.Исследовательская;
·        2.Выступление с докладами, проектами, рефератами;

·        Учебная работа.   2 класс
1.«Я и моя семья»
·        А) Мои предки: дедушки, бабушки, мои родители, брат, сестра.
·        Б) Какие награды имеют твои родные, есть ли участник войны(рассказ, сочинения, доклад ученика или встреча)
·        В) Традиции семьи и мое участие.
2.«Мой дом и мои друзья»
·        А) рассказ о своем доме, его оборудование о работе по дому, помощь родителям.
·        Б) самые близкие друзья, мое хобби.
·        В) сочинения, рассказы, фотовыставки.
3.«Моя школа»
·        А) История школы
·        Б) Традиции школы
·        В) Встреча с выпускниками, учителями-ветеранами.
4.«Город, в котором я живу»
·        А) Беседа о городе, экскурсии
·        Б) Исторические места города
·        В) Памятники моего города
·        Г) Улицы старого города.
5. «Учебные заведения»
·        А) Школы-СОШ №1 имени Г. И. Чиряева, СОШ №2 имени Г. С. Донского,  СОШ №3 имени Героя Советского Союза Н. С. Степанова, Вилюйская гимназия, знакомства-экскурсии.
·        Б) средне- специальные заведения- Вилюйский педагогический колледж имени Н. Г. Чернышевского, Вилюйский техникум, знакомства-экскурсии.
«Природа родного края»
·        А) Река Вилюй
·        Б) Животный мир
·        В) Растительность
·        Г) Экологические проблемы      
«Культура моего края»
·        А) О работе культурных центров
·        Б) Музеи, парки, скверы, площади.
·        В) Хомус-голос живой природы.
·        3 класс
«Мой город в прошлом и будущем»
·        А) История города Вилюйска -основание города, жизнь города до революции.
·        Б) Революция-строительство Советской власти.
·        В) Мой родной город сегодня.
«История образования в городе»
·        А) Первая школа в Вилюйске средняя школа №1 имени Г. И. Чиряева
·        Б) История средней школы №2 имени Г. С. Донского
·        В) История средней школы №3 имени Н. С. Степанова
·        Г) История создания школы искусств имени М. Н. Жиркова
«История улуса»
·        А) Образование улуса
·        Б) Сельское хозяйство.
·        В) Промышленность улуса
«Быт и нравы наших предков»
·        А) Обычаи, традиции, быт.
·        Б) Фольклор-тойук, чабыр5ах, сказки  итд.
·        В) Песенный жанр Вилюя, встреча с самодеятельными артистами, хомусистами.
·        Г) Посещение музеев: краеведческий музей имени П. Х. Староватова, музей Хомуса, музей Боевой Славы, музей Образования.
5.«Природа родного края»
·        А) Озера и река, речки которые окружают наш город, и их польза.
·        Б) Животный мир улуса: звери, птицы, рыбы и насекомые.
·        В) растительный мир: деревья, травы, лекарственные растения.
·        Г) Экология-проблемы и защита Вилюйского улуса.
·        6. «Город в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.»
·        А) Участие Вилюйчан в ВОВ.
·        Б) Посещение музея Боевой Славы
·        4 класс
«Мой улус на карте»
·        А) Знакомство с картой улуса, географическое положение улуса(реки, озера).
·        Б) Административный центр улуса.
«История города»
·        А) Образование города
·        Б) Роль ссыльных людей в развитии Вилюйска: Н. Г. Чернышевский, Грабовский, Муравьев-Апостол.
·        В) Купцы, казаки: Расторгуевы, Бубякины, Березкины, Корякины Поповы
·        Б) Революционеры, гражданская война в Вилюйске, трагедия Хохочоя.
«Вилюйск в годы строительства Советской власти»
·        А) Лампочки Ильича, 1 самолет, пароход, машина итд.
·        Б) Колхозное строительство.
·        В) Вилюйский педагогический колледж имени Н. Г. Чернышевского, знакомство с историей.
·        Г) Образование предприятий райсоюз, якутзолото и другие.
«Годы Великой Отечественной войны»
·        А) Участие Вилюйчан в ВОВ.
·        Б) Три Героя Советского Союза.
·        В) Посещение музеев.
«Мирное строительство»
·        А) Работа промкомбината.
·        Б) Медицина.
·        В) Культура.
«Развитие образования»
·        А) Казачья школа.
·        Б) Вилюйская школа в наше время.
·        В) Моя родная школа.
·        Г) Экскурсии, встречи в музеи народного образования, школьных музеев.
«Природа родного края»
·        А) Экологические проблемы реки Вилюя.
·        Б) Газодобывающая промышленность.
·        В) Растительный мир.
·        Г) Животный мир.
«Вилюйск-сегодня»
·        А) Улицы моего города: старые дома, новостройки.
·        Б) Памятники моего города, музеи.
·        В) Спортивная и культурная жизнь города.
Ожидаемые результаты
Курс истории города, школы во 2-4 классах это курс тематических бесед об истории города, школы. Основная тематика -история родного края. Ознакомление с окружающим миром, природой родного края.  В концу обучения в начальной школе дети должны знать все о памятниках, мемориальных обелисках.  Все исторические события, происходившие в городе и об истории образования за время его существования. Экскурсии и встречи, проводимые во внеурочное время, сбор материалов о городе, о школе дополняют знания учащихся.  Они привлекаются к научной работе, пишут доклады, проекты, участвуют на НПК в защите экологических проектов. Этим самим воспитывается у детей любовь к родному краю, школе. Уважение к людям, живущим рядом, ветеранам ВОВ и тыла.
Содержание программы
2 класс
o   Я моя семья
o   Мой дом и мои друзья
o   Моя школа
o   Город, в котором я живу
o   Учебные заведения
o   Природа родного края
o   Культура моего края
3 класс
o   Мой город в прошлом и настоящем
o   История образования
o   История улуса
o   Быт и права наших предков
o   Природа родного края
o   Годы ВОВ
4 класс
Мой улус на карте
История города
Вилюйск в годы строительства Советской власти
Годы Великой Отечественной войны
Мирное строительство
Развитие образования
Природа родного края
Вилюйск сегодня.

Условия реализации программы
Организационные условия:
Основная форма занятий: урок в классе и индивидуальная работа с отдельными учащимися.
Количество учебных часов в неделю в каждом классе.  (1 учебный час – 40 минут в неделю в каждом классе)
Материально-технические условия:
o   -уроки проводятся в классе.
o   -в библиотеках.
o   -в музеях.
         -на свежем воздухе.             
III. ДОО «Юный вилюйчанин»
Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Поэтому ее обязательной частью является непосредственное участие школьников и учителей в исследовательской работе. В ходе этой работы учащиеся знакомятся с методами исследования, применяемыми исторической наукой, учатся самостоятельно добывать знания.  В нашей школе традиционно с 2007 года проводится региональная научно-практическая конференция младших школьников «Мой родной Вилюйск в 21веке».
Программа по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников «Юный вилюйчанин» была разработана и утверждена на научно-методическом совете школы в 2003 году. Программа принимала участие в республиканском конкурсе методических разработок, посвященном 100-летию известного методиста Н.В. Егорова, и была признана одной из лучших педагогических работ.
Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-технической и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, теоретики и практики воспитательной работы вынуждены, тем не менее, многое изменить в подходе к воспитательному процессу.
Если раньше целью воспитания была так называемая всесторонне развитая личность, то в данное время главным становится сам процесс вхождения ребенка в современное общество, воспитание его как Гражданина мира и Гражданина своей страны, то есть формирование системы ценностных отношений ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях. Отсюда основа новой педагогической позиции в воспитании – это принятие ребенка как личности, признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять своё «Я» на том уровне развития, которого он достиг в своей жизни.
Всё это учитывалось при составлении программы по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников «Юный вилюйчанин», рассчитанной на реализацию в начальной общеобразовательной школы. Необходимость создания программы объяснялась еще и рядом особенностей работы школы в то время: недостаточной сформированностью воспитательной системы школы; отсутствием программ воспитания у классных руководителей; отсутствием четкой координации и слаженности в работе; незнанием го, что делается в соседнем классе; излишней перегрузкой мероприятиями воспитательного характера. 
Цель программы – создание в школе единого воспитательного пространства детства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка; формирование нового сознания Гражданина мира и Гражданина своей страны.
Для реализации программы в декабре 2003 года, после большой подготовительной работы, была создана детская общественная организация «Юный вилюйчанин», объединяющая в своих рядах учащихся 2-4 классов.

Название ДОО «Юный вилюйчанин» не случайно:
- во-первых, все ученики школы родились и живут в старинном городе Вилюйске, историю которого они должны знать и любить, должны гордиться званием вилюйчанина;
- во-вторых, ДОО была создана в канун 375-летнего юбилея родного города и 60-летия Великой Победы советского народа над фашистской Германией;
- в-третьих (и это самое главное), сейчас особенно необходимо и важно воспитывать в детях такие качества, как гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к Отечеству и малой Родине, к окружающей природе, семье – все то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в «Законе об образовании» РС (Я)  и РФ.

Заключение
               Историческое краеведение прочно вошло в общеобразовательную школу и является важным средством повышения качества знаний, способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитанию патриотизма.
               Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер.
               Школьное краеведение преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителей. Поэтому первым условием успешной краеведческой работы в школе будут глубокие знания самим учителем истории своего края, владение методикой его изучения. Вторым условием успешной краеведческой работы является систематическое использование местного материала на уроках, постоянная внеклассная работа, перспективное ее планирование в масштабе класса, школы. Так в нашей школе уже на протяжении ряда лет работаем над интересными комплексными темами краеведческого характера: изучаем боевые и трудовые традиции своих земляков, пишут летописи своей школы, села, изучаем историю и природу родного края. Третье условие – школьному краеведению во всех его звеньях необходима более глубокая научная основа.
     Для осуществления этих целей, мы ведем тесную работу с краеведческим музеем.  Директор и сотрудники-люди неравнодушные к истории своего улуса, ведут важную работу для развития краеведческой работы  младших школьников и населения Вилюйского улуса. Благодаря таким людям, как Н. С. Миронов, мы узнаем историю нашего  родного города и Вилюйского улуса.  Н. С. Мироновым были изданы книги: «Улууспут уруккутун сэгэтэн», «Булуулуун ситимнээхтэр-умнуллубат ааттаахтар», «За 4 века: летопись Вилюйского улуса», «Город, люди, годы» и др., которые являются большим и бесценным подарком для  обучения и воспитания юных вилюйчан.
      Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Поэтому ее обязательной частью является непосредственное участие школьников и учителей в исследовательской работе. В ходе этой работы учащиеся знакомятся с методами исследования, применяемыми исторической наукой, учатся самостоятельно добывать знания.  В нашей школе традиционно с 2007 года проводится региональная научно-практическая конференция младших школьников «Мой родной Вилюйск в 21веке». Наши дети принимают активное участие  на НПК «Мой родной Вилюйск в 21веке», «Саха саарыннара», «Кэнчээри» и занимают призовые места.  Наша работа тесно связана  с детской организацией «Юный вилюйчанин». Деятельность программы создаёт  условия  для воспитания  юного вилюйчанина.


Использованная литература:
1.     Трилогия «Вчера и сегодня Вилюйской земли», Якутск, 1999 г.
2.     Вилюйский узник- Н. М. Романов, Якутск, 1978 г.
3.     Умнуллубат киьи. Н. Якутский, Якутск, 1997 г.
4.     Вилюйский Ротшильд. Н. Е. Томский, Якутск, 2002 г.
5.     Глухой вилюй, Далан, Якутск.
6.     Кротов Вилюйский краевед, Якутск, 1966 г.
Краевед П. Х. Староватов, Якутск, 1979 г. Сборник документов
7.     В Вилюйской ссылке, Н. Г. Чернышевский, Якутск, 1967 г.
8.     Исследование Вилюйский округ, Маак Р. К., Москва, 1994 г.
9.     Улууспут уруккутун сэгэтэн, Н. С. Миронов, ИП «Стандарт»,2015 г.
10. Булуулуун ситимнээхтэр-умнуллубат ааттаахтар, Н. С. Миронов, ИП «Стандарт», 2014г.
11. Светлая наша колыбель, Якутск, 2004 г.
12. Светлая наша колыбель, Якутск, 20 г.
13.  За 4 века: летопись Вилюйского улуса, Н. С. Миронов, ИП «Стандарт», 2013 г.
14.  Город, люди, годы, Н. С. Миронов, ИП «Стандарт», 2014 г.
15. Статья  «Олох суола» от 06.08.2016 №95«Период становления (1917-1934гг.), Н. С. Миронов.









Комментариев нет:

Отправить комментарий

Что нового