пятница, 11 мая 2018 г.

Улусный конкурс " Школьная библиотека -2018"

«Учитель и библиотекарь — сотрудничество, сотворчество, содружество по привлечению учащихся к чтению»

Школьная библиотекаэто первый информационный центр для  учеников и учителей в школе. Именно,  здесь приобретаются навыки самостоятельного поиска, критической оценки полученной информации.
Главная цель деятельности школьной библиотеки – содействие повышению статуса книги и чтения.      
 Исходя из этой цели, и руководствуясь законами Российской Федерации «О библиотечном деле», «Положением о школьной библиотеке» перед школьной библиотекой были поставлены следующие задачи :
ü  Обеспечение информационно-документальной поддержки учебно-воспитательного процесса и самообразования обучающихся и педагогов;
ü  Формирование у школьников информационной культуры и культуры чтения;
ü  Развитие мотивации к чтению, уважение к книге, как источнику знания .


Повышение качества информационно-библиотечных и библиографических услуг
1.Создание единого информационно-образовательного пространства ОУ;
2.  Организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, обеспечение их свободного и безопасного доступа к информации;
3. Воспитание гражданского самосознания, помощь в социализации обучающихся, развитии их творческих способностей.
В течение учебного года в план работы библиотеки  вносились изменения и дополнения, в основном это было связано с переносом даты, времени или проведением незапланированных ранее мероприятий.
Обучающимися школы  проводится индивидуальная работа, улучшилось дифференцированное обслуживание пользователей библиотекой, идет организация книжного фонда с учетом изменения читательских интересов.

Показатели библиотечной статистики за 2017-2018 учебный год:

Записано в библиотеку – 635.
Книговыдача – 2597 экз.
Посещаемость – 4251 чел.
Обращаемость книжного фонда – 90%
(отношение книговыдачи к объёму  фонда)
Читаемость  (художественная  литература) – 80%
(отношение книговыдачи к числу читателей)
Посещаемость – 80%
(отношение числа посещений к числу читателей).  
                                                                
 При опросе обучающихся начальной школы выяснилось, что детей больше привлекает смотреть мультфильмы или играть на компьютере, чем читать книги. При этом ребята говорят, что такое времяпровождение разрешается родителями. Некоторые родители ограничивают время общения ребёнка с компьютером, а некоторые нет. При опросе ребят начальной школы выяснилось, что в семьях нет практики чтения книг детям, да и сами родители не читают книги. Предпочтение отдаются только развлекательным журналам и  программам  по телевизору.
Такая же картина наблюдается и в старших классах, где предпочтение отдаются компьютеру и небольшой процент использования компьютера для подготовки докладов и сообщений. Старшие классы кроме игр используют компьютер как  для подготовки сообщений на уроках, так и для прочтения программной художественной литературы в сокращённом виде. Отсюда и снижение показателей книговыдачи, посещаемости.
Хочется отметить, что, несмотря на такие качественные показатели, есть ещё много детей,  которые с удовольствием ходят в школьную библиотеку и читают книги,  журналы. Очень любят младшие школьники периодические издания: «Классный журнал», «Детская энциклопедия», «Мир принцессы», «Смешарики», «Юный натуралист» и другие. Есть обучающихся , которые с интересом читают справочную литературу.
  Значительную роль, также играет в пропаганде чтения внеурочная деятельность школьной библиотеки.
Обслуживание читателей
В течение 2017– 2018  учебного года школьная библиотека работала по плану, утвержденному администрацией школы. Работа проводилась с учетом  разделов общешкольного плана. Основными направлениями деятельности библиотеки являлись :
-обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного обслуживания ;
- информационно-библиографического информирование обучающихся и педагогов;
-формирование эстетической, экологической культуры и интереса к здоровому образу жизни. 
В библиотеке  систематически  ведется «Дневник работы»,  в котором учитываются сведения о количестве и составе читателей, об объеме выданных изданий и распределении их по отделам библиотечной классификации; дополнительно в дневник введены графы, характеризующие объем выданных учебников, методической литературы, нетрадиционных носителей информации, посещений и книговыдачи читального зала, посещений библиотечных уроков.

  Каждый учебный год школьная библиотека   заказывает  новые учебники по заявкам педагогов:
  2017 -2018  - 700 тыс.руб.;
  2018-2019 – 600 тыс.руб.

Обеспеченность учебниками на новый учебный год должен  составить  100%.
В целях профилактики сохранности учебников, библиотекарем-педагогом проводится беседа с обучающимся школы. Большую помощь в сохранности и бережном отношении к учебникам оказывали учителя школы.
В конце учебного года  по графику проходит сдача учебни­ков по классам.
                                                                
                   Основные формы индивидуального обслуживания:
·           беседа при записи в библиотеку,
·           беседа при выдаче документов,  
·           беседа о прочитанном;
·           анализ читательских формуляров,
Беседы о прочитанных книгах проходят систематически. Также проводятся рекомендательные беседы при выборе книги, в основном для обучающихся  начальной школы, чтобы помочь в выборе интересной книги (в зависимости от возраста   обучающихся, техники чтения, интереса и т.д.). После таких бесед ребята с большим интересом читают и сами обращаются за помощью при выборе книг. Кроме этого все библиотечные мероприятия включают в себя беседы о книгах, обзоры по теме мероприятия. При подготовке библиотечных уроков даются задания по чтению книг по теме урока. Большую помощь в проведении библиотечных уроков оказывает техника. Это и компьютер, через который находится интересная информация, и поиск иллюстраций через Интернет  для создания Презентаций. Что позволяет интересно рассказывать о писателях, книгах. С помощью мультемедийного аппарата показывались мультфильмы по произведениям детских писателей, затем эти произведения читались и происходило обсуждение и сравнительный анализ, с вопросом, что интереснее книга или мультфильм. Чаще всего дети приходили к выводу, что  книга интереснее, чем мультфильм.
Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки.
 В библиотеке оформляются разнообразные выставки, как к юбилейным и знаменательным датам, так и к различным месячникам. Н-р « Звезда Героя» к 95- летию Героя Советского Союза Н. С. Степанова.  « Первый якутский композитор Марк Николаевич Жирков», « Мир сказок», « Готовимся к ОГЭ и ЕГЭ»

     Также имеются постоянно действующие книжные выставки, которые регулярно обновляются вновь поступившей литературой:

Подбирая материал к этим выставкам, стараешься рассказать не только историю праздника, сообщить интересные факты, но и предложить литературу с выставки и побеседовать с читателями. Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам.                                                                

Культурно –просветительская деятельность
Все мероприятия, проводимые школьной библиотекой, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения.
Экологическое воспитание школьников так же является одним из направлений работы школьной библиотеки. Работая с книгами о природе и ее защите, всегда видела в них богатый воспитательный и познавательный потенциал.
Правовое воспитание не маловажное направление в работе школьной библиотеки. Оно нацелено на умение учащихся отстаивать и знать свои права и обязанности, уважать чужие, использовать возможности правовой системы государства. В течение учебного года была проведена книжная выставка «С законом на «Вы», беседа «Закон для всех один».
Нравственное воспитание - это процесс, который способствует формированию нравственных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия), нравственной позиции, нравственного поведения. Все это мы воспитываем и развиваем с помощью чтения .
В библиотеке работает пресс – центр « Переменка». Наш пресс-центр «Переменка» был организован в 2003 году, у истока создания центра стояла учительница русского языка и литературы Иванова Галина Васильевна, в данное время она преподает уроки в нашей школе. В пресс-центре пока только 7 членов.
Традиционно проводим конкурс чтецов для мальчиков. В библиотеке проходят улусные семинары для школьных библиотекарей , также библиотека совместно с детской библиотекой г. Вилюйска, проводит различные мероприятия. Большое значение передается проведению уроков библиотечно-библиографической грамотности школьников и библиографической работе.
                         Библиотечно-библиографическая работа
Класс
                            Название мероприятия
1
Знакомство с библиотекой. Правила пользования библиотекой. Понятие о библиотеке. Абонемент и читальный зал.
.Правила обращения с книгой. Беседа –«О бережном отношении к учебнику»
2
Строение книги. Как рождается книга, из чего сделана книга.
Книги - наши верные друзья.
3
Книга. Я твой лучший друг.

Такие разные книги… Знакомство детей с разнообразными видами книги.
4
Справочная литература-(понятие об энциклопедиях, словарях, справочниках)

Научно-познавательная литература для детей-Серии научно- познавательных книг, их разнообразие, отличие от художественной литературы. Беседа - Сохраним учебник на «отлично»
5
Урок- беседа. Как работать с книгой?
6
Зарождение книгопечатания в России.
Работа по самообразованию: использую в своей работе информацию из профессиональных изданий («Школьная библиотека», «Библиотека», газета «Библиотека в школе», приказы, письма, инструкции о библиотечном фонде, Интернет - сайты о библиотеках и библиотечной деятельности школьных библиотек»), а так же опыт лучших школьных библиотекарей, посещаю семинары, присутствую на открытых мероприятиях,
индивидуальных консультациях. Совершенствую традиционные и применяю новые инновационные технологии. Задачей на новый учебный год ставлю: расширение ассортимента библиотечно- информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых технологий.

Работа с фондом
Работа с библиотечным фондом ведется в течение все учебного года.
Для обеспечения учета при работе с фондом ведется следующая документация:
- книга суммарного учёта учебного фонда;
-инвентарные книги;
-папка «Акты на списание»;
- картотека учета учебников;
- накладные на учебники по классам;
- журнал учёта выдачи учебников по классам;
-читательские формуляры.
Фонд расставлен по таблицам ББК. Продолжается работа по составлению электронного каталога школьной библиотеки. Записи в документах производятся своевременно и аккуратно. Устаревшая и пришедшая в негодность литература списывается своевременно.
Выдача книг на абонементе фиксируется – с 1-го по 11-й класс –  читательских формулярах, и отражается в Дневнике библиотекаря
Фонд художественной литературы находится в открытом доступе читателей. Библиотека укомплектована научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей:                                              
• младшего школьного возраста (1-4 классы);
• среднего школьного возраста (5 - 8 классы);

• старшего школьного возраста (9 - 11 классы);

• периодическими изданиями с учетом современных задач учебно-воспитательного процесса, а также учебниками и учебными пособиями.

Расстановка осуществлена по возрастным группам (1-4 классы; 5-8 классы, 9-11 классы) в соответствии с таблицами ББК для школьных библиотек.
Литература для учащихся 1-4 классов расставлена по тематическим рубрикам: «Сказки», «Стихи», «Интересное о разном».     Фонд учебников расположен в книгохранилище. Расстановка произведена по отраслям знания . Книги и учебники фиксируются в инвентарной книге по мере поступления новых учебников,   
Подведены итоги движения фонда. Составлены справки по учебно-методическому обеспечению учебного процесса школы.
Оформлены и прошли обработку поступившие книги: поставлены на учет, записаны в КСУ, прошли штемпелевание, занесены в программу С1.         
                                                            
Заключение
Школьная библиотека в течение года оказывала помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов. Производился подбор литературы, сценариев, стихов; оформлялись книжные выставки.
Библиотека пропагандировала чтение. Старалась добиться систематического чтения, прививала интерес к периодической литературе.
Основные задачи, поставленные на этот учебный год, выполнены.

Задачи, над которыми стоит работать в следующем году:
1.            Активизировать читательскую активность у школьников, находить новые формы приобщения детей к чтению, возможно через электронные издания и Интернет-проекты.
2.            Пополнять фонд новой художественной и детской литературой, раз в год проводить акцию «Подари книгу школе».
3.            Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей.
4.            Обучать читателей пользоваться книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию; пополнять фонд медиатеки.
5.            Формировать эстетическую и экологическую культуру и интерес к здоровому образу жизни.

Лишь объединяя усилия общеобразовательных учреждений и школьных библиотек, всех учителей и школьных библиотекарей, можно решить столь актуальную сегодня задачу информационного образования, задачу формирования высокого уровня информационной культуры подрастающего поколения.

2 комментария:

  1. Улэ5ин кордум, аахтым, сэнээрдим. Эйигиттэн киьи элбэххэ уорэнэр, оссо да элбэх ситиьиилэри.

    ОтветитьУдалить
  2. Улэ5ин кордум, аахтым, сэнээрдим. Эйигиттэн киьи элбэххэ уорэнэр, оссо да элбэх ситиьиилэри.

    ОтветитьУдалить

Что нового